Случайная фотография
Капоэйра: танец или борьба?

Капоэйра  это афро-бразильское боевое искусство. Оно сочетает в себе как разнообразные удары, броски, подсечки, захваты, так и сложные акробатические элементы.
Капоэйра – это танец. Капоэйра – это единоборство. Капоэйра – это игра. Это союз гибкости тела и ума в игре под ритм национальных бразильских инструментов с целью показать, что ты есть на самом деле.


Слово Мастера

Mestre-Canseira1

Mestre Canseira:

«Капоэйра двадцатилетней давности была жестокой, резкой, однако в ней не было злых намерений. Другими словами, капоэйристы дрались, бросали на землю, избивали друг друга, но все это происходило внутри роды; когда они покидали роду, то обнимали друг друга, обещая тренироваться до следующей схватки».


Мастер Бимба (Bimba) – Мануэль Душ Рейш Машаду – родился 23 ноября 1899 года в Сальвадоре, столице штата Баия. Сын Луизу Кандидо Машадо и Марии Мартиньа до Бонфим. Прозвище появилось в результате пари между его матерью и акушеркой принимавшей роды: мать была уверена, что родится девочка, поэтому акушерка, увидев, что родился мальчик, воскликнула: "Это мальчик, взгляни на его "Бимба".

 
Mestre Bimba
     Мануэль Душ Рейш Машаду (Мастер Бимба) —
   основатель стиля Режионал.
   Фото: Arquivo/Ag?ncia A Tarde

Он начал изучать капоэйру в возрасте 12 лет у мастера капоэйры Ангола Бентиньу, командира корабля, ходившего в каботажные рейсы, в бухте Всех Святых (в это время капоэйра все еще законодательно преследовалась в Бразилии, согласно принятой в 1892 году первой Конституции Бразилии).

Причины появления нового стиля

Бимба – первый мастер, систематизировавший тренировки по капоэйре. Он разработал 8 секвенций (последовательностей, уроков), и, в результате систематизации, капоэйру Бимбы стало возможным постичь посредством систематических занятий. Роль таких занятий, с точки зрения Мастера, является основополагающей.

Примерно в 18 лет Бимба почувствовал, что Капоэйра начинает терять свою эффективность, как боевое искусство, инструмент противодействия, принимая все больше вид фольклорного искусства, который упрощен до девяти основных движений. Именно тогда Бимба начал восстанавливать движения первоначальных боев Капоэйры, добавляя к ним движения из других боевых искусств. На основе известных ему принципов самообороны и богатого опыта в капоэйре, Бимба разработал собственный стиль, который назвал Региональный (местный) стиль Баии "Luta Regional Baiana". Он разработал 8 секвенций (последовательностей), и, в результате систематизации, капоэйру Бимбы стало возможным постичь посредством систематических занятий. Кроме восьми последовательностей обогатил капоэйру движениями из батуке (batuque) – жесткого боя-танца, которому он обучился у своего отца, известного батукейру Луиза Кандиду Машаду. Также добавил приемы из Бразильского джиу-джитсу (Бразилидзу) и удары из Японского каратэ. Из системы Синтура дешпризада (Cintura Desprezada) – защиты от бросков, обучающая капоэйриста приземляться всегда на ноги, делающая невозможным вывести из строя. Также ввел в обязательные занятия обучение игре одного игрока против восьми бойцов одновременно. Не обошел Бимба своим вниманием и бокс, добавив в капоэйру приемы английского бокса. Это положило начало развитию Капоэйра Режионал (Capoeira Regional).

Легализация капоэйры в Бразилии

Местре Бимба
   Мастер Бимба с президентом Бразилии
   Жетулиу Варгасом

В 1928 году началась новая глава в истории развития Капоэйра, одновременно меняя отношение к темнокожим людям (людям африканского происхождения, привезенным в Бразилию в роли рабов) в бразильском обществе). До этого времени Капоэйра была исключительно уличным боевым искусством. Тем не менее, высшие слои населения продолжали предвзято относиться к Капоэйре, считая ее спортом для бедных. Для того чтобы избавить боевое искусство от связанной с ним плохой репутации, Бимба устанавливает новые стандарты Капоэйры. Его ученики обязуются надевать чистую белую форму, в его школе вводятся стандарты для уровней мастерства, которые необходимо периодически подтверждать. В результате введения этих стандартов его школу начинают посещать доктора, адвокаты, политики, а также женщины, которым до того было запрещено вступление в школу. После представления во дворце губернатора Баии, Местре Бимба наконец убедил представителей власти официально разрешить Капоэйру, доказав ее высокую культурную ценность для общества.

Мастер Бимба открыл первую официальную академию капоэйры в 1932 году. В 1936 году благодаря стараниям своих учеников из состоятельных семей, его приглашают продемонстрировать президенту Жетулиу Варгасу, который, будучи националистом, хотел популяризировать капоэйру как чисто бразильский вид спорта. В результате чего Местре Бимба получает сертификат Министерства Образования Бразилии. Несмотря на то, что Бимба открыл свою первую школу в 1932, ее открытие провозгласили в 1936 году, когда официально зарегистрировали. Власти разрешили практику капоэйры, но только вопределенных местах.

Развитие Капоэйры Режионал

Появление нового стиля вызвало поток критики со стороны других капоэйристов. В качестве доказательства своей правоты Бимбе приходилось вызывать на поединки многих известных мастеров капоэйры. Кульминацией этой серии битв стал его поединок с известным мастером Зей, которого он нокаутировал в 4-м раунде.

Эти сражения послужили ярким доказательством мощи и большой эффективности его стиля "Лута Режионал".
В результате Бимба получил еще одно прозвище – "Бимба Три Удара". Ему было достаточно трех ударов (Бенсу, Палма и Голопанте) для того, чтобы вывести противника из строя.

Для пропаганды своего видения капоэйры мастер Бимба и его ученики провели немало впечатляющих показательных выступлений. Эти выступления продолжались с момента открытия его школы, начиная с 1927 года и до его смерти. Возможно, именно такой широкий подход позволил капоэйре выйти за рамки простого уличного искусства и дал ей новый толчок на пути возрождения. Бимбе удалось так же записать два музыкальных альбома.

Mestre Bimba joga capoeira
Мастер Бимба со своими учениками.

В своем Центре Физической Культуры "Режиональ" Бимба преподавал искусство капоэйры двух видов. Первый, собственно, метод ведения боя, где "все идет в ход" и цель – отправить соперника в нокаут. Второй – спортивная версия, в которой повреждение, нанесенное оппоненту, означает дисквалификацию. Полицейские Баии, большая часть которых являлись учениками Бимбы, изучали обе версии.

Vастер Бимба всегда отдавал предпочтение боевым аспектам капоэйры, считая их способом проверки истинного мастерства капоэйриста: "Традиция традицией, но только истинный мастер может с одинаковой легкостью драться на улице и петь песни в Роде".

В 1970 году по приглашению Освилду де Соуза, одного из своих учеников, он переехал в столицу штата Гойа (Гойанию). Очарованный обещаниями лучшей жизни в Гойании и возможностью добиться признания капоэйры, которого он не дождался от официальных лиц в Баии, Бимба все же решился на этот шаг. Однако мечтам мастера Бимбы не суждено было осуществиться и он умер 4 февраля 1974 года вдали от горячо любивших его учеников. Отдавая дань памяти Мастера, все школы капоэйры в Бразилии закрылись на семь дней, скорбя о его смерти.

Наследие мастера Бимбы и его неповторимый стиль Режиональ сейчас известны не только в Бразилии. Тысячи школ по всему миру практикуют подход Бимбы, который отличается оригинальной системой капоэйристской техники, а также неукротимостью бойцовского духа. Капоэйра Режиональ и по сей день живет в сердцах и движениях его последователей в различных уголках мира.

 
 

                                                                     © 2010 GRUPO CAPOEIRAGEM MARINHEIRO | Россия - Москва       

           
 

Центр детского и юношеского творчества
Рейтинг@Mail.ru