Случайная фотография
Капоэйра: танец или борьба?

Капоэйра  это афро-бразильское боевое искусство. Оно сочетает в себе как разнообразные удары, броски, подсечки, захваты, так и сложные акробатические элементы.
Капоэйра – это танец. Капоэйра – это единоборство. Капоэйра – это игра. Это союз гибкости тела и ума в игре под ритм национальных бразильских инструментов с целью показать, что ты есть на самом деле.


Слово Мастера

Mestre-Luis-Claudio1

Mestre Luis Claudio:

«Я не говорю: «сейчас я поиграю Анголу, а сейчас бенгелу, а сейчас режионал». Нет. Я слышу беримбау и слушаюсь того ритма, что он играет, но мои движения, моя пластика, моя философия игры, моя капоэйра от этого не меняются».


streetНе важно, начинающий ты капоэйрист или со стажем, рассказывая своим знакомым о своем увлечении капоэйрой, каждый раз слышишь один и тот же вопрос: «А защит ли тебя твоя капоэйра в уличной драке?» Давайте попробуем разобраться в этом вопросе…

Капоэйра как культурная ценность

Капоэйра – это национальное боевое искусство Бразилии. И на сегодняшний день является таким же популярным видом спорта в стране, как футбол. Капоэйра исторически существовала в определенной форме еще при рабовладельческом строе как оружие против рабства. Но после отмены рабства стала достоянием всего населения, и в большей степени бедного. Обладая достаточным свободным временем, эти люди полностью посвящали себя обучению капоэйре, и она становилась для них инструментом защиты и добыванием средств к существованию. Вследствие чего стала неотъемлемым орудием бандитских группировок, была запрещена и преследовалась по закону. Но уличные бандиты использовали лишь технику в своих преступных целях, а сама капоэйра, как искусство, сохранялась и развивалась мастерами и их учениками скрыто от непосвященных. Они старались поддерживать не только физическую составляющую этого боевого искусства, но и передать следующему поколению традиции, культуру песен и культуру игры на музыкальных инструментах.

В начале 30-х годов прошлого столетия капоэйра была легализована благодаря мастеру капоэйры Местре Бимба (Mestre Bimba), который убедил представителей власти официально разрешить капоэйру, доказав ее высокую культурную ценность для общества.

Пройдя такой длинный путь развития, капоэйра как целая культура и искусство Бразилии, намного богаче и многограннее, чем искусство для выяснения отношений посредством драки. Поэтому для некоторых людей, прозанимавшихся какое-то время, она становится чем-то большим, чем просто изучение элементов, становится частью их жизни.

Техника капоэйры

capoeira_2Капоэйриста всегда видно с первого взгляда. Его движения подобны танцу, он постоянно перемещается, делая хитрые увороты и резкие выпады. В поединке между капоэйристами нет жестких стоек, блоков и четко запланированных движений и ударов. В настоящее время школы капоэйры публично демонстрируют это боевое искусство в виде бесконтактного боя, стараясь показать всю красоту и пластику капоэйры. В таком поединке много эффектных прыжков и переворотов, а все удары заведомо не наносятся, а только обозначаются. А если и выполняются броски или удары, то они проводятся вполсилы. Вот именно обозначения ударов и бросков в капоэйре зачастую незаметны стороннему наблюдателю, поэтому у большинства людей капоэйра ассоциируется только с танцем.

Но капоэйра многогранна. Она хитра и неожиданна. А целью является не нанести поражающий удар противнику, а подловить и перехитрить друг друга. А в тот момент, когда начинается игра на максимальной скорости, остается рассчитывать только на свою реакцию и знание техники. В капоэйре может присутствовать и боевой аспект, все зависит от того – пришел ты подраться, опробуя свои навыки на сопернике, или поиграть. И такой поворот игры в основном происходит на уличных родах (Рода - игра капоэйристов в кругу), где по законам капоэйры начинается игра без правил и ограничений.

Так поможет ли знание капоэйры в реальной уличной драке?

Уличная драка

street-fightУличная драка – это бой без правил, бой на опережение, идущий не «несколько раундов», а несколько секунд – до первого серьезного попадания, и всегда туда, куда бить не положено. На улице нет татами, перчаток и классических стоек, да и бой сам начинается с совершенно невинной фразы «Дай закурить!». А многие уличные бойцы даже не имеют богатого опыта занятий в единоборствах. Некоторые и вовсе не бывали в спортивных залах, и тем не менее они вполне успешно избивают спортсменов, зачастую более здоровых, крепких и тренированных… Вот почему на улице важна быстрота реакции, решительность, уверенность в своих силах и доведенные до автоматизма комбинации ударов. И побеждает, как правило, тот, кто бьет первым. И если ты не уверен, что можешь вырубить противника сходу, – лучше вообще постараться избежать драки.

Для уличной драки самыми подходящими бесспорно являются: бокс или его производные стили для первого удара в поединке один на один, а если не свалил противника сразу, то потом – приемы из боевого самбо. Ведь любая драка, если не заканчивается первым ударом, продолжается в партере, так что навыки борьбы тоже необходимы. А если противник на 30 килограммов тяжелее или нападающих несколько... Так что уличная драка – это чистой воды лотерея, какими бы боевыми искусствами вы не занимались.

Среди огромного множества приемов боя ДРАКА всегда стояла особняком. Поэтому, если вы хотите научиться побеждать в уличном бою, надо искать специалистов, которые этому и учат. В таких системах ставится задача не избить человека, а быстрая и надежная ликвидация противника. Синяки, травмы в учет не берутся, победил тот, кто выжил. Поэтому такие боевые системы предназначены только для войны, и понятно, что они не могут быть массовыми. И дело не только в том, что подобные системы нельзя распространять, их по большому счету передавать особо некому, нет на них спроса. Не так много людей испытывает потребность в том, чтобы научиться уничтожать противника, а не избивать.

Цели боевых искусств

Люди, осознанно идущие заниматься в школы боевых искусств, не ставят перед собой задачу научиться драться на улицах. Так как любое боевое искусство не учит уличному бою, а способствует духовному и физическому развитию. И бессмысленно тратить годы тренировок, чтобы раз в год подраться на улице. А чаще вряд ли будете драться, если вы не принадлежите к одной из уличных банд или не работаете охранником в одном из дешевых ночных клубов.

Занимаясь каким-либо видом боевого искусства, быстро проходит желание обучаться с целью драки на улице, ибо агрессия выплескивается непосредственно во время тренировок в зале. А чтобы дать достойный отпор, необходимо заниматься очень много, и зачастую важную роль играет психологическая подготовка. Поэтому, если вы специалист хотя бы в каком-либо виде боевых искусств, это всегда на улице плюс.

Боевая составляющая в капоэйре

В капоэйре, как и во многих других единоборствах, боевая составляющая отрабатывается не с первого месяца и не с первого года. Так как в начале занятий у новичка нет ни специальной физической подготовки, ни реакции, ни выносливости, нет психологической готовности к ведению поединка. И тут уже боевая подготовка зависит только от учителя капоэйры, способного дать нужные знания ведения поединка, нужную подготовку, чтобы ученик был уверенным и адекватно смог реагировать на противодействие в нужной ситуации…

И кто сказал, что в арсенале капоэйры нет элементов, способных поразить противника. В капоэйре достаточное количество поражающих ударов и запрещенных приемов, возможно, схожих с элементами из других единоборств. Ведь в какой-то период своего исторического развития капоэйра была популярна именно в портовых городах Бразилии. Там постоянно происходило большое скопление солдат, наемников и моряков из разных стран. И благодаря многочисленным дракам с приезжими, техника капоэйры сильно обогатилась ударами и движениями из других боевых техник.

Выбирая капоэйру в качестве боевого искусства, только вы сами решаете для себя, ради чего пришли заниматься. Возможно, сначала это были просто фитнес-тренеровки для поддержания спортивной формы, потом игровая борьба, а с опытом, знаниями и большими вложениями сил и времени капоэйра стала для вас весьма эффективным боевым искусством. Но в любом случае капоэйра, как и любое другое боевое искусство, кроме физической подготовки дает и психологическую уверенность. Именно психологическая уверенность важнее всего в уличной драке. И отвечая утвердительно на вопрос «А защитит ли тебя капоэйра на улице?» и имея за плечами многолетнюю подготовку, возможно, вы сможете правильно оценить ситуацию и выйти победителем в этом бою без правил. Не сомневайтесь! Даже обладая хорошей физической формой, у вас всегда есть шанс!

Статья была подготовлена по материалам форумов различных боевых искусств

 

Каньшина Анна
 

                                                                     © 2010 GRUPO CAPOEIRAGEM MARINHEIRO | Россия - Москва       

           
 

Центр детского и юношеского творчества
Рейтинг@Mail.ru