Случайная фотография
Капоэйра: танец или борьба?

Капоэйра  это афро-бразильское боевое искусство. Оно сочетает в себе как разнообразные удары, броски, подсечки, захваты, так и сложные акробатические элементы.
Капоэйра – это танец. Капоэйра – это единоборство. Капоэйра – это игра. Это союз гибкости тела и ума в игре под ритм национальных бразильских инструментов с целью показать, что ты есть на самом деле.


Слово Мастера

Mestre-Bigo

Mestre Bigo:

«Практикующий режиональ входит в роду сжав кулаки и закрыв лицо с целью ударить противника. Другими словами, он подобен гремучей змее, которая предупреждает о своем нападении. Анголейро, наоборот, подобен змее, которая заманивает жертву. Он улыбается, чтобы лишь единожды ударить в нужный момент».


На вопросы отвечает Руслан Михайлов, инструктор-тренер капоэйра для детей, руководитель спортивной группы по афро-бразильскому боевому искусству capoeira.

child_01– Сегодня многие родители начинают задолго планировать будущее своего ребенка. Как вы считаете, какой возраст наиболее подходящий для занятия спортом?
– Я считаю, начинать надо с 6 лет. Это оптимальный возраст для спортивного развития ребенка. В этом возрасте достаточно укрепились его физические возможности, а движения стали более уверенными. И в первую очередь надо направить свое внимание на развитие гибкости тела и на формирование опорно-двигательного аппарата. Небольшие нагрузки ОФП давать без дополнительных отягощений, т.е. с использованием только собственного веса ребенка. Хорошо подойдут упражнения, приближенные к элементам йоги. Так как в этом возрасте детям необходима активная двигательная деятельность, нужно вовлекать их в игры, в которые они смогут свободно играть без особой помощи взрослых. Полезны будут и разнообразные танцевальные движения.

– А куда лучше отдать ребенка – в единоборства или на танцы?
– На самом деле, первоначально необходимо сформировать правильное направление, в котором ребенку самому интересно развиваться.

– А как формировать это направление?
– Для этого нужно, конечно, наблюдать за ребенком. Ребенок каждый день самовыражается. И родителям проще увидеть это. Только нужно обратить на это свое внимание. Зачастую мы заставляем пойти ребенка заниматься, например, каратэ, а он всю жизнь хотел бы рисовать или играть на музыкальном инструменте. А мы уверены, что именно это направление ему больше всего поможет в жизни, нежели увлечение музыкой. И все зависит от того, как мы относимся к этому, что мы хотим увидеть в своем ребенке. Т.е. мы хотим увидеть самих себя?! Увидеть свои нереализованные цели?! Думаю, сначала нужно спросить у ребенка, чем бы он хотел заниматься.

– В столь раннем возрасте, рисуя красками и карандашами, ребенок ведь еще не понимает, что такое поединок, единоборства, танцы…
– Родители всегда могут привести ребенка на пробную тренировку. И первое занятие в нашей группе бесплатно. Малыш может прийти, прочувствовать атмосферу. Для меня создание именно атмосферы во время занятий – это принципиально важный момент. На наших занятиях есть развивающие игры, элементы йоги, фехтование на коротких палках, акробатика, музыка, игры, развивающие интуицию, медитации и непосредственно капоэйра.

child_07

– Капоэйра, которую вы преподаете, соединяет в себе элементы борьбы и танца. Может этот вид боевого искусства являться универсальным для развития ребенка?
– Капоэйра, конечно же, является универсальным боевым искусством. В ней можно найти аспекты как боевого, так и танцевального направлений. Но для того, чтобы ребенка научить основам капоэйры, необходима голая, сухая база, то есть азы. И на первом этапе обучения этого достаточно. А для того, чтобы самовыразиться, проявить себя, ребенку нужно импровизировать. Поэтому, возможно, необходимо первоначально попробовать какие-то танцевальные направления, где учат импровизации.

– У многих капоэйра ассоциируется все-таки с танцем. А какую капоэйру преподаете вы?
– Если говорить, что капоэйра является танцем, то можно сравнить ката в исполнении любого бойца, которые выглядят тоже как танец. Но когда бойцы начинают сходиться, то ката уже превращаются в опасный вид танца.
И в капоэйре тоже существуют подобные понятия. Есть несколько стилей игры, на которые можно поделить капоэйру. Например, игра бенгела – это игра с обозначениями, можно сказать, бойцы разогреваются. И капоэйра-режионал. Это уже боевой стиль и вполне полноконтактный. В нашей школе мы практикуем оба направления.

child_05

– У каждого ребенка координация индивидуальна. Возможно, не всякий сможет заниматься капоэйрой?
– Я полностью согласен, что каждый человек индивидуален. И когда родители приводят детей ко мне, они задают вопрос: «Сможет ли мой ребенок заниматься?». Я всегда отвечаю, что сможет. Не бывает неспособных и неталантливых детей. Все зависит от времени, продолжительности занятий тем или иным направлением, и не важно, чем он занимается – капоэйрой или другим видом спорта. Просто нужно понять, подходит ли ребенку то или иное направление.

– Не развивает ли капоэйра в детях агрессию?
– Все зависит от менталитета самого инструктора. Любое боевое искусство является в первую очередь системой самообороны, а не системой агрессивного нападения. И если инструктор пробуждает в детях агрессию, то это может привести к тяжелым последствиям.
С самого раннего детства ребята берут пример, во-первых с родителей, потом появляется детский сад, затем – школа, то окружение, которое нас воспитывает, откуда мы получаем информацию, формирует нас, нашу психику, наши эмоции, чувства, желания. И если самый первый в жизни инструктор будет на ребенка кричать или агрессивно настраивать против других, кто же из него вырастет?!

child_04

– А если ребенок драчун?
– Во-первых, единоборства – это всегда дисциплина. И на тренировках я обращаю внимание именно на дисциплину. И здесь нет никаких поощрений. Если ученик начинает вести себя не так, как положено на уроке, то применяю определенные взыскания. С моей стороны нет никакого жесткого воздействия. Мы стараемся решить все вопросы мирно.

– А если в семье девочка? Многие считают, что любое боевое искусство будет для девочки травмоопасно. Может, лучше отдать её на гимнастику?
– Любой спорт требует работы на пределе. Поэтому и в гимнастике можно получить травму, упав с турника, так и в единоборствах – невнимание во время поединка с оппонентом – пропущен удар. И это все зависит опять же от дисциплины, которую человек развивает сам в начале своей карьеры во время тренировок.
И скажу словами великого мастера капоэйры Местре Паштиньи: «Капоэйра открыта для всех: и для мужчин, и для женщин, и для детей, и даже для стариков. Не научиться ей может только тот, кто не хочет делать этого».

child_03

– Каких правил придерживаетесь вы, тренируя детей?
– Для меня дети – это уже полноценные люди, которые пришли в наше общество. И моя задача – дать им гармонично развиваться, наблюдая за ними, и направлять их в нужное русло. Я пытаюсь подарить им самого себя, свою любовь, доброту и выработать в них привычку к дисциплине, развить определенные способности, качества характера посредством капоэйры: гибкость, силовые возможности, рефлексы.

– В завершение хочу у вас спросить, а какие еще качества, хорошие, положительные, на ваших глазах приобретают дети, занимаясь капоэйрой?
– Сейчас в людях сильно развит эгоизм. Отовсюду нам навязывают образ героя-одиночки. В социуме стало нормой, когда одинокий волк без посторонней помощи одерживает над всеми «плохими» победу. Не это ли навязывают нам Рэмбо, Агент 007, Крепкий орешек и т.д… Я – один, и я могу победить всех! Но это неправда. Есть старая русская поговорка: «Один в поле не воин». И я стараюсь развивать в детях желание работать вместе, быть одной командой. Поэтому во время тренировки я провожу свободные игры, чтобы они могли взаимодействовать именно командами, тем самым пробуждая в детях их командные и личностные качества.

child_06

Информация о собеседнике
Руслан Михайлов родился в 1973 году. Окончил Чайковский государственный институт физической культуры по специальности «Организатор массовых мероприятий». Занимается боевыми искусствами с раннего детства. Также имеет сертификаты преподавания по классам: Step, Free style, Tae-bo, Power Stretch. Занимается капоэйрой уже 9 лет, имеет уровень Instrutor. В настоящий момент – руководитель школы капоэйры «Морячок» (Grupo Capoeiragem Marinheiro).

Адрес и расписание занятий для детей смотрите здесь.

Беседовала Каньшина Анна.
 

                                                                     © 2010 GRUPO CAPOEIRAGEM MARINHEIRO | Россия - Москва       

           
 

Центр детского и юношеского творчества
Рейтинг@Mail.ru