Случайная фотография
Капоэйра: танец или борьба?

Капоэйра  это афро-бразильское боевое искусство. Оно сочетает в себе как разнообразные удары, броски, подсечки, захваты, так и сложные акробатические элементы.
Капоэйра – это танец. Капоэйра – это единоборство. Капоэйра – это игра. Это союз гибкости тела и ума в игре под ритм национальных бразильских инструментов с целью показать, что ты есть на самом деле.


Слово Мастера

Mestre-Luis-Claudio1

Mestre Luis Claudio:

«Я не говорю: «сейчас я поиграю Анголу, а сейчас бенгелу, а сейчас режионал». Нет. Я слышу беримбау и слушаюсь того ритма, что он играет, но мои движения, моя пластика, моя философия игры, моя капоэйра от этого не меняются».


shamada2В капоэйре Ангола (да простят меня адепты) существует интересная традиция – вызов соперника на «особый» поединок. Этому есть специальное название - шамада (chamada), кстати, и переводимое дословно с португальского – «вызов». Выглядит это так: во время поединка в Роде один из капоэйристов останавливается и встает в полный рост в определенной, так сказать, ритуальной позе, делает вызов сопернику. Существует несколько позиций для вызова.

Шамада имеет много тонкостей. Это искусство в искусстве. Шамаду может предложить более опытный человек, например, чтобы проверить второго играющего (иногда как раз после его резкой или агрессивной атаки в игре). Также применяют шамаду для «сбавления оборотов», когда скорость поединка выходит из рамок традиционных скоростей анголы. Часто шамада – это возможность отдохнуть, перевести дыхание. Бытует мнение, что от шамады нельзя отказаться, и ты ОБЯЗАН выйти на шамаду, коль скоро тебя вызвали. Однако может случиться, что вы вызовете кого-то, а он, вернувшись к подножию Батерии, присядет там и будет ждать, приглашая вас просто продолжить игру. Оказывается, это вполне укладывается в этикет шамады. Отказаться-то, оказывается, можно.

shamada1Любой вызов и последующая атака зависят от игроков, от их подготовки, их артистизма, от их владения ситуацией и собой. Как только сделан вызов (один из игроков поднялся в позицию вызова), шамада считается начавшейся. Тут зевать нельзя! Игроки должны быть крайне осторожны, ведь атака может последовать в любой момент. Особенно – в сам момент сближения. Поэтому при подходе один игрок блокирует сначала колени, а потом локти и/или голову другого. Далее оба синхронно двигаются на небольшом расстоянии друг от друга вперед-назад, обычно на три шага, в такт батерии. И, как правило, не более трех проходов. И тот, кто «бросил вызов», «разбивает» шамаду с помощью какого-нибудь «хитрого» движения, которое и является атакой. Вот он – апогей действа, проверка бдительности и способностей капоэйриста. Вообще, это один сплошной ритуал с кучей тонкостей. Здесь огромное раздолье для демонстрации взаимных чувств.

Если атаки не последовало за время всех трех проходов, то вызывавший на шамаду игрок указывает рукой, приглашая к продолжению простой игры, в какую-либо сторону, чтоб выйти из шамады. Но! На самом деле – это не финал, и атака может быть проведена на любой стадии выхода из шамады. И тут часты провокации. «Перепрыгни через ножку», «сделай ау»... Не стоит подыгрывать бездумно, ибо – это чревато… Но и откровенно «тупить» – тоже моветон. Смысл всей этой пантомимы очень прост – ИГРА! Это шахматный этюд. Белые начинают и... выиграют или нет – зависит только от тебя.

В принципе, атака в шамаде вообще не обязательна как таковая, достаточно легкого «прощупывания». Как уже упоминалось выше, все зависит от уровня играющих. Атака, как правило, никогда не является актом агрессии. Скорее это озорная выходка, цель которой – не нанести удар, а создать ситуацию, когда второму игроку некуда двигаться, или вывести его из равновесия.

Дмитрий Караваев, Анна Каньшина ®

 

предложения по сайту отправляйте: marinheiro@marinheiro.ru      © 2010 GRUPO CAPOEIRAGEM MARINHEIRO | Россия - Москва       

           
 

Центр детского и юношеского творчества
Рейтинг@Mail.ru